Гадать по книге перемен
Когда не было еще ни религий, ни мифов, у народов, населявших бассейн реки Хуанхэ, взгляды на строение Вселенной были достаточно твердыми, хоть и не лишенными парадоксальности. Небо, по их мнению, было бескрайним и одновременно круглым, Земля-квадратной, но тоже бескрайней. А в центре Земли, под центром неба, располагался Китай, — Срединная, или Поднебесная страна. Когда не было ни Земли, ни неба, был хаос, в котором плавали мириады мельчайших частиц " ци". Так полагали древние китайцы. Среди этих частиц были легкие, светлые (ян) и тяжелые, темные (инь). Разделившись, первые образовали небо, вторые — Землю.
После образования неба и Земли, из различных комбинаций все тех же частиц ЯН и ИНЬ, из взаимодействия светлого и темного, мужского и женского начал, появилось все живое и неживое, возникла природа и ее явления, движения и покой, тепло и холод, добро и зло. Одно вытекало из другого, сливалось с другим, как в окружающей человека природе, так и в природе самого человека. Стихийность, непредсказуемость соотношений различных сил, явлений, поступков вызвали у людей естественное желание уловить хоть какую — то закономерность, которую можно было бы уложить в понятную и стройную систему. Роль подобной системы в древнем Китае сыграла " Ицзин " — классическая " Книга перемен ". В основе " Ицзина " лежат гексаграммы, состоящие из двух ба гуа, двух триграмм, то есть — из шести сплошных и прерванных черт. Изобретение ба гуа — восьми гадательных триграмм — согласно преданию, принадлежит легендарному китайскому правителю Фу Си, пребывавшему у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 г.до н.э. Однажды, стоя на берегу реки Хуанхэ, Фу Си увидел выплывшую огромную черепаху (в других источниках упоминатся дракон — лошадь), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствующих его представлениям о мироздании, где главное место принадлежало небу и Земле, из взаимодействия которых рождалось все живое и неживое, все явления и вещи. Эти символы Фу Си изобразил в такой последовательности:
1. _______ 2. ___ ___ 3. _______ 4. ___ ___ _______ _______ ___ ___ ___ ___ _______ _______ _______ _______
5. _______ 6. ___ ___ 7. _______ 8. ___ ___ _______ _______ ___ ___ ___ ___ ___ ___ _______ ___ ___ ___ ___
1
Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ:
1. цянь (творчество), свойство — крепость, образ — небо;
2. дуй (разрешение), радостность, водоем;
3. ли (сцепление), ясность, огонь;
4. чжень (возбуждение), подвижность, гром;
5. сюнь (утончение), проникновенность, ветер;
6. кань (погружение), опасность, вода;
7. гэнь (пребывание), незыблемость, гора;
8. кунь (исполнение), самоотдача, земля. Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны. Возможное число вариантов гексаграмм, составляющих два ба гуа равно 64. Такое количество представляет собой довольно сложную систему, охватывающую и отражающую, согласно теории " Книги перемен", весь мировой процесс, все чередование ситуаций, являющееся следствием борьбы сил зла и добра, света и тьмы, напряжения и податливости, в котором оказывается человек. В процессе гадания по " Ицзину " исходят из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, в которой оказывается человек, которая разворачивается во времени и пространстве, а афоризмы при гексаграммах характеризуют тот или иной этап развития ситуации.
Афоризмы — к каждой черте — последовательность развития ситуации: нижняя черта — зарождение ситуации, когда типичность еще проблематична; вторая черта — апогей внутреннего развития ситуации; третья черта — кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему; четвертая черта — зарождение внутреннего процесса вовне; шестая черта — (верхняя) завершение развития ситуации, ее переразвитие, когда она превращается в собственную противоположность.
Принято также считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя — к внешнему миру, к отступающему, разрушающемуся. Кроме того, существует еще один взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых соответственно определяет одну из космических потенций: верхняя — небо, средняя человека, нижняя — Землю. " Сеанс " начинается с того, что Вы мысленно формулируете вопрос, который в данный момент занимает Вас больше всего и на который Вы ждете ответа от " Ицзина". Затем поочередно подбрасываете три монеты; это надо проделать шесть раз, чтобы получить шесть черт и составить гексаграмму. Если две или три монеты легли вверх " орлом", проведите на бумаге сплошную черту; если две или три упали вверх " решкой " — рисуйте прерывистую. Черты располагаются одна над другой, начиная снизу. После того, как гексаграмма составлена, следует отыскать ее номер в таблице. Для этого разделите ее пополам и найдите верхнюю часть среди триграмм, помещенных по горизонтали, а нижнюю по вертикали. В точке пересечения — номер выпавшей Вам гексаграммы. Теперь остается лишь заглянуть в относящийся к ней пояснительный текст — толкование.
Гадать по книге перемен.
2
ТАБЛИЦА ГЕКСАГРАММ
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
верх ! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
!_______!___ ___!_______!___ ___!_______!___ ___!_______!___ ___
!_______!_______!___ ___!___ ___!_______!_______!___ ___!___ ___
!_______!_______!_______!_______!___ ___!___ ___!___ ___!___ ___
низ ! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
1 ! ! ! ! ! ! ! !
_______! ! ! ! ! ! ! !
_______! 1 ! 43 ! 14 ! 34 ! 9 ! 5 ! 26 ! 11
_______! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
2 ! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
_______! 10 ! 58 ! 38 ! 54 ! 61 ! 60 ! 41 ! 19
_______! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
3 ! ! ! ! ! ! ! !
_______! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! 13 ! 49 ! 30 ! 55 ! 37 ! 63 ! 22 ! 36
_______! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
4 ! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! 25 ! 17 ! 21 ! 51 ! 42 ! 3 ! 27 ! 24
_______! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
5 ! ! ! ! ! ! ! !
_______! ! ! ! ! ! ! !
_______! 44 ! 28 ! 50 ! 32 ! 57 ! 48 ! 18 ! 46
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
6 ! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
_______! 6 ! 47 ! 64 ! 40 ! 59 ! 29 ! 4 ! 7
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
7 ! ! ! ! ! ! ! !
_______! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! 33 ! 31 ! 56 ! 62 ! 53 ! 39 ! 52 ! 15
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
8 ! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
___ ___! 12 ! 45 ! 35 ! 16 ! 20 ! 8 ! 23 ! 2
___ ___! ! ! ! ! ! ! !
-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------!-------
3
Публикуемые ниже толкования взяты из книги Дюлы Хернади " Храмы счастья", в которых в свою очередь использовались интерпритации Барбары Хейслип, переработавшей и упростившей формулировки. Данный текст не является переводом настоящего " Ицзина", и не следует искать в нем философских глубин. Хотя, как бы ни воспринимал читатель предлагаемые его вниманию толкования, рекомендуем учесть следующее:
1. Не задавать " Ицзину " один и тот же вопрос повторно, даже если Вы ответом не удовлетворены или он кажется слишком мрачным.
2. В течение одного " сеанса " задавать, по возможности, один вопрос.
3. Если Вам выпала гексаграмма под номером 3, 29, 39,47 — ни в коем случае не расстраивайтесь, а примите во внимание содержащиеся в тексте рекомендации.
4. Не обращайтесь к " Ицзину", если задуманное может повредить окружающим или его осуществление связано с недостойными средствами.